5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды или что плохого в том, что первоклассники рисуют флаг?

Из Послания генерального секретаря ООН  по случаю Всемирного дня окружающей среды  5 июня 2015 года

«Тема Всемирного дня окружающей среды в этом году — «Семь мечтающих миллиардов. Только одна планета. Потребляй рационально».

Человечество по-прежнему потребляет гораздо больше природных ресурсов, чем можно получить от планеты на устойчивой основе. Многие экосистемы Земли приближаются к опасной черте. Для нас настало время изменить себя.

В этом году, который является годом преобразований, мы надеемся увидеть большие успехи в области устойчивого развития и борьбы с изменением климата, и в этой связи я призываю отпраздновать Всемирный день окружающей среды повышением осведомленности о последствиях нашей деятельности для окружающей среды. Давайте задумаемся об экологических последствиях своего образа действий. Давайте станем более рачительными хозяевами своей планеты.»

Сегодня всемирный день охраны окружающей среды и призыв ООН в этот день задуматься о том, что мы хозяева своей планеты, а также фраза о том, в вопросах защиты окружающей среды очень важны партнерские отношения между странами, которые позволят полноценно и комплексно решать природоохранные вопросы, и вызвал эти размышления.

Итак,  что же плохого в том, что первоклассники рисуют российский флаг?

Начнем с того, что дети рисуют то, чем заняты их мысли. И не вообще, а прямо сейчас. Плюс они рисуют то, что умеют рисовать. До того как пойти в школу мой приемный ребенок рисовал ракеты и человечков. Потому что посмотрел мультик про Белку и Стрелку и вдохновился им. Потом стал рисовать танки. Потому что его этому научил 13-летний друг по детдому. Когда мы в первый раз приехали к нам домой, он рисовал дорогу и машины. Потому что ехали мы 3 часа по пробкам, и это занимало все его мысли. В какой момент он стал рисовать флаг? В школе. В детский сад он не ходил и эксперимент можно считать достаточно чистым. Заглянув в его учебник «Окружающий мир» за 1 класс, на первой же странице я увидела российский флаг. Кое-что стало проясняться. Ребенок первый раз идет в школу и там на первом же уроке ему говорят, что окружающий мир начинается с флага. Ну и что в этом плохого? Сразу и не ответишь. Разве плохо, чтобы ребенок гордится флагом своей страны. Наверное, нет. Но вот вопрос, который не дает покоя. Зачем с этого начинать? Самое ли главное это знание об окружающем мире? Вообще, учебник прекрасный. В нашем детстве такого не было точно. А тут буквально обо всем на свете рассказано: и про растения, и про домашних  животных, и про экологию, и про здоровый образ жизни, и про транспорт, и про космос. Многим взрослым этот учебник рассказал бы кое-что для них новое и интересное. Но почему все-таки начали с флага? Что хотели сформировать у ребенка таким началом? Ведь окружающий мир – это вся наша планета, вся вселенная и мы лишь песчинки и в пространстве, и во времени, вселенная существовала миллиарды лет до нас, и будет существовать миллиарды лет после. А деление на страны – относительно новое изобретение цивилизации, направленное на то, чтобы отделить свое (и своих) от чужого (и чужих). Свое надо защищать от посягательств чужого, свое нужно беречь и не дать его отобрать. Дальше – больше. Свои – это друзья, чужие – враги, от которых нужно защищаться. А тот, кто ждет агрессию, сам становится агрессивным. И вот, учить детей начинают с того, что есть своя страна, а есть все остальные. Они чужие. И свою страну надо любить и гордиться ею. А остальные страны — что? Видимо, опасаться и защищаться. Зачем прививать любовь к чему-то конкретному? Почему не говорить о любви в целом? Как в анекдоте из интернета: «Бог, а секс без любви – это грех? Да что вы привязались к этому сексу? Все без любви – это грех». Да, вот именно это, наверное, и вызывает недоумение и беспокойство. Последние несколько десятилетий стало набирать обороты движение глобализации,  а когда появился интернет люди все больше стали понимать, что можно обходиться без границ. И все мы – один большой мир, все связаны друг с другом, все живем на одной планете и это наш общий дом. Невозможно заботиться и любить только одну страну и не любить  остальные. А то получится как в сказке про лису, которая убежала от охотников, сидит в норе и размышляет, что лапы помогали бежать, они молодцы, глаза смотрели, уши слушали, нос нюхал, а вот хвост только мешался, путался под ногами. А раз мешался – то взяла и высунула хвост наружу, ешьте его охотники, он плохой. А охотники и вытянули всю лису из норы за хвост. Наша планета – это система, и невозможно любить в этой системе что-то одно. Любые границы условны.  Но при этом у нас общая атмосфера, общая водная система. Любой глобальный катаклизм разрушит весь мир, и невозможно оградиться в своей стране и жить отдельно от всех счастливо. Невозможно на одной планете выстроить забор вокруг страны и устроить за этим забором отдельно взятый рай. Так зачем детям с малых лет вкладывать мысль о разных странах, когда правильнее было бы начать с того, что все мы единое целое, наш мир единая система, в нем все взаимосвязано, и любое действие вызывает поток последствий и важно не нарушать тот баланс, который создала природа. А человек все пытается разрушить его, но природа еще держится, еще пытается научить нас жить в мире и согласии с ней и друг с другом. Но делать ей это становится все сложнее. Проблемы экологии стали так остры не просто так в последнее время. Мы безжалостно вмешиваемся в окружающий нас мир, рушим то, что создано не нами, считает себя царями природы, пытаемся показать, что мы лучше всех. И рисование флагов укрепляет детей в этой гордости и стремлении быть лучше всех и доказать что–то всему миру. А не надо ничего доказывать. Очень хочется верить в то, что когда-нибудь люди поймут, что все они просто люди, а не русские, американцы, немцы, англичане и т.д. И для сохранения  нашего общего дома совсем неважно кто какой национальности. Чем меньше границ в нашем сознании, тем больше шансов, что мы сами же не разрушим наш общий дом.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Всего голосов: 3 )
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий