Ах лето …

Лето не только пора отпусков. Лето еще и пора выпускных и вступительных экзаменов. Казалось бы, система образования сильно поменялась за последние годы. Но вот читаю сейчас книгу «Южный ветер» Нормана Дугласа, написанную без малого 100 лет назад, человеком  который решил, что английская система образования ему не подходит, и из начальной английской школы перешел в немецкую гимназию, в итоге владел  немецким, французским, английским, русским, итальянским языками. И что же читаю: «По-настоящему основательное образование  должно  внушать человеку не что, а как ему следует думать… Но ведь сколько  его  (времени) расходуют неизвестно  на  что!  Математика…  Интересно  было  бы  знать, скольких  прекрасных  государственных  служащих лишилась Англия из-за того, что  им  недоставало  математического  склада  ума, необходимого  для удовлетворительной сдачи одного-единственного предмета — вот этого самого? … С  точки зрения  общей  образованности  куда  полезнее  было  бы изучать китайскую   грамматику. …Что до изучения Эвклида…. Разве  всякое  знание  не бессмысленно,  если  только  оно  не  является путеводителем по жизни? А путеводитель  должен  быть  современным  и  удобным  в обращении.  Эвклид  — это музейный экспонат. Половину времени, которое уходит  на  подобные  вещи,  следовало  бы  отвести  на черчение  и  демонстрацию  наглядных  пособий. …Как средство развития способности  к  рассуждению  они  намного превосходят  математику; их можно сколько угодно усложнять; они дисциплинируют глаз и ум, учат ребенка  отличать  случайное  от существенного,  требуют ясности мысли и ее выражения. А сколько часов тратится на историю! Кому в конце-то концов нужно  знать, кто  такая  была  жена  Генриха Двенадцатого? А химия! Все это, условно говоря, вещи нерентабельные. Не  лучше  ли  преподавать основы  социологии  и  юриспруденции? Законы, которым подчинены отношениями  между  людьми,  что  может  быть   интереснее?   И физиология  —  законы,  которым подчинены наши тела, что может быть важнее?»

 

Читаю и непроизвольно вспоминаю то образование, которое получала сама и его пользу для жизни. И понимаю, что вся современная система образования не более чем дань столетним, а то и тысячелетним традициям.  Которые давно не подвергаются сомнению в целом, а совершенствуются лишь как-то эпизодически, частями, но вовсе не в целом, не системно. А что если посмотреть на систему образования совсем по- новому? Помечтать? В стиле научной фантастики? Или подойти к делу с позиции консультанта. Для которого первый вопрос, который он задает, прежде чем хоть что-то предпринимать – зачем? С  какой целью?

Так каковы же цели системы образования? На мой взгляд, чтобы система образования была эффективной, она должна достигать 3 основных целей:

1. Сформировать личность ученика, устанавливать четкие критерии добра и зла,  формировать характер: самостоятельность, способность принимать решения и нести за них ответственность, в целом ответственное отношение к жизни.

2. Обеспечить ученика комплексом знаний, системой представлений о мире. Дать знания и умения, которые помогут ребенку правильно ориентироваться в мире, понимать происходящее вокруг.

3.  Предоставить ребенку возможность сделать осознанный выбор профессии.

А что мы имеем по факту? Отнесемся к делу, опять же, как консультанты. Знаниями школа детей несомненно снабжает, вот только системные ли это знания? И насколько они сбалансированы? Одни предметы изучаются глубоко и всесторонне (иногда до того глубоко, что к 7-8 классу многие ученики просто перестают что-либо понимать в изучаемом предмете). Другие же предметы изучаются поверхностно и по остаточному принципу.

Формирование личности, характера, воспитание хорошего человека в школе если и происходит, то благодаря исключительно энтузиазму отдельных учителей, а вовсе не за счет каких-либо специальных системных мер.

Ну и совсем плохо обстоит дело с профориентацией. Профессиональная деятельность человека составляет основу современного общества. И что же? Самое главное о взрослой жизни ребенок в школе не изучает. Он очень слабо представляет себе, какие вообще существуют профессии. Какие знания нужны для той или иной профессии, в чем собственно состоит та или иная работа. Те поверхностные представления, которые формируются у него к окончанию школы, ребенок чаще всего получает случайным образом: из бесед родителей и других взрослых друг с другом, из фильмов, из новостей. В итоге выбор профессии в большинстве случаев совершенно случаен.

Итог: ребенок лучше любого взрослого (не специалиста, естественно) разбирается например, в строении ДНК или логарифмических уравнениях, но не знает как выбрать себе профессию, а иногда имеет и довольно размытые моральные принципы.

Понятно, что для достижения хотя бы трех перечисленных целей пришлось бы существенно изменить всю систему образования, устоявшуюся на протяжении десятилетий.  Но если все-таки помечтать? Например, первые три года обучать ребенка читать, писать, считать, соблюдать технику безопасности, работать на компьютере – т.е. давать базовые для современной жизни знания и навыки, при этом большее внимание уделяя личности ребенка, чтению добрых книг и деланию добрых дел. Следующие три года уделить изучению базовых (дающих представление о мире, понимание происходящих процессов) знаний по основным наукам (математике, физике, химии, истории и др.), не оставляя при этом без внимания формирование личности ребенка. Начиная с 7 класса вводить дисциплины, где отсутствуют правильные ответы, а необходимо часто опираться на совокупность фактов, чтобы принять решение (т.е. собственно давать ответ) – философия, экономика, право, психология и др. И одновременно вводить курс профориентации, с постепенным введением ребенка в мир профессий, с экскурсиями (реальными и виртуальными) в конкретные организации. С этого же времени давать возможность ребенку более углубленного изучения отдельных дисциплин, с возможностью в любой момент снова вернуться на общую программу и выбрать другие предметы для более глубокого изучения. И наконец, в последних классах ввести возможность поработать на неквалифицированных работах в конкретных организациях в течение достаточного времени, чтобы понять, как устроен мир взрослых, и возможно получить начальное профессиональное образование на рабочем месте.

Недаром же школьникам вручают, как принято говорить, аттестат зрелости. А зрелость подразумевает не только знания, но и адекватные представления о жизни и способность в этой жизни самостоятельно существовать. Ведь мы вовсе не хотим, чтобы получив образование (именно образование, а не пройдя курс обучения), молодой человек стал эрудированным негодяем или вундеркиндом, получившимся 100 баллов по ЕГЭ, но не понимающим в каких профессиях необходимы столь блестящие знания.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет оценок)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий